Каждые пять лет москвичи слышат, что скоро будут жить в лучшем городе Земли. Но живут они на вечной стройке и в бесконечных пробках. Люди устали от несбыточных обещаний. Они судят по делам. Поэтому мы идем на выборы с программой "Честный план Новых людей".
Почему честный? Получается, другие кандидаты врут в своих программах? Не обязательно. Программа называется честной потому, что каждый её пункт Новые люди либо уже реализовали в Госдуме, либо планируют реализовать в ближайшие пять лет.
Москва мечты — это город умных и свободных людей. Но сегодня москвичи — словно батарейки для мегаполиса. Из них выжимают все соки. Искусственный интеллект и камеры используют для контроля и штрафов, а не для борьбы с реальной преступностью и упрощения жизни. Люди теряют часы в метро и пробках, потому что вся экономика сосредоточена в центре.
Корень проблем в том, что никто не спрашивает у москвичей, как они хотят жить. Мы убеждены, что в центре внимания должен быть человек и его проблемы.
В этой программе нет спонтанного креатива «экспертов» и несбыточных обещаний. Все инициативы — это настоящий голос москвичей. То, каким они хотят видеть свой город. Каждый пункт программы родился в диалоге с жителями Москвы.
В честном плане 12 разделов — по самым важным сферам жизни москвичей. Это решения, которые ждут как все жители города, так и отдельные районы и округа столицы. Наша команда провела детальную аналитику и расчеты по каждому разделу и обосновала каждое предлагаемое решение.
Вы тоже можете влиться в нашу команду. Если вы знаете, как улучшить жизнь в вашем районе или дворе, присылайте свои идеи.
Главное, что вы можете сделать — изменить Москву, проголсовав за новых депутатов 8 сентября!
Залог успешного и гармоничного развития Москвы — согласие между жителями и городской властью: от мэра, глав департаментов и префектур до муниципальных депутатов и местных сообществ. Это согласие невозможно без постоянной и качественной обратной связи: когда мнение людей не просто принимается к сведению, а напрямую влияет на будущее столицы.
Москвичам нужно реальное представительство во власти. Для этого нужно не только снижать барьеры для участия в выборах всех уровней, но и создавать работающие механизмы для участия каждого москвича в жизни города.
Инструменты электронной демократии позволяют принимать все важные решения с согласия людей: не только выбирать имена для животных в зоопарке, но и согласовывать проекты благоустройства в каждом районе. Это нормальная мировая практика, которую мы внедрим и в Москве.
Наша цель — внедрить новую политическую культуру, которая будет отвечать интересам москвичей. Дать людям реальную возможность выбирать путь развития города.
Принято говорить, что Москва — богатый город. Да, это так. Расходы городского бюджета на 2023 год составляют 4,183 триллиона рублей. Но есть нюансы. Во-первых, бюджет города на ближайшие два года — дефицитный. Доходы этого года на 436 миллиардов меньше, чем расходы. Во-вторых, москвичи этих триллионов просто не видят. Медианная зарплата в Москве составляет всего 81 тысячу рублей. Это значит, что половина москвичей зарабатывает меньше.
Почему в богатом городе живут бедные люди? Главная проблема — это низкая производительность труда. Москвичи работают больше американцев, немцев и голландцев, но производят в два раза меньше и живут хуже. Так происходит оттого, что труд на московских предприятиях слабо автоматизирован.
Главный двигатель экономики — малый и средний бизнес — развивается в основном в сфере услуг. Инновационное и промышленное предпринимательство в Москве практически не растет. А самые талантливые инноваторы при первой возможности перебираются за границу, где условия для бизнеса проще, а все правила предсказуемы и понятны.
Чтобы повысить уровень жизни, нужно просто не мешать людям зарабатывать. Москве нужен предпринимательский бум — число предпринимателей нужно увеличить вдвое. Приоритет города — на создание условий для людей дела и протекционизм своих производителей.
Мы считаем, что в богатом городе люди не должны жить бедно. За пять лет нужно повысить производительность труда вдвое, что приведет к росту доходов. Выиграют все: люди станут больше зарабатывать и тратить, предприниматели получат спрос на свои товары и услуги, а бюджет получит больше налогов.
Для хорошей демографии нужна счастливая и здоровая семья. Чтобы москвичи женились не в 30, когда активный репродуктивный период уже на излете, а в 25 лет. Чтобы первая семейная квартира была не студией в 27 квадратов, а как минимум двушкой, где можно спокойно планировать второго и третьего ребенка. Чтобы девушки не боялись идти в декрет в ущерб карьере, а знали, что город их поддержит: образованием, тренингами, условиями для самореализации, и качественной системой яслей и детских садов.
Сегодня коэффициент рождаемости в Москве равен 1,4 — то есть на две супружеские пары в среднем рождается три ребенка. При этом официальная стратегия мэрии предполагает рост населения Москвы наполовину — до 20 млн человек. Получается, текущая стратегия — заселить Москву приезжими?
Сделать так, чтобы московские семьи были счастливы и рожали много детей — вот главная цель нашей предвыборной программы. Чтобы Москва становилась моложе, а ее население росло не за счет миграции, нужны кардинальные меры в области демографии. Молодым семьям нужны достойные условия для жизни и уверенность в будущем. А не просто разовая выплата маткапитала, которого не хватит даже на первый взнос за студию у МКАДа.
14 минут — столько выделяют офтальмологу на приём пациента. По нормативам, у отоларинголога на приём есть 16 минут, у невролога — 22 минуты. За это время нужно оформить карточку, успеть пообщаться с больным, провести осмотр и назначить дальнейшее лечение. В такой обстановке думать просто некогда — отсюда врачебные ошибки и быстрое выгорание.
И даже этих заветных минут у врача-специалиста москвич может ждать неделю. За это время одни болезни проходят сами, а другие дают серьёзные осложнения. Причина очевидна — уплотнение города. Пациентов становится больше: врачи такую нагрузку выдерживают с трудом.
Главная проблема – это ошибочная логика «оптимизации». В 2017 году в Москве было 118 бюджетных организаций здравоохранения, а в 2022 году уже 106. При этом общее число больниц все-таки растет за счёт частников. В 2017 году у нас было 27 частных клиник, а в 2022 году уже 54. Но это капля в море. За это время москвичей стало больше почти на миллион человек.
В частные клиники уходят не только пациенты, но и врачи. Главная причина — постоянные переработки. Врачи выгорают и уходят в частную медицину, где платят больше и нет таких жёстких ограничений по времени приёма пациентов.
В разных районах Москвы жители говорят одно и то же. На любой свободный участок втыкают очередную новостройку. При этом ближайшие поликлиники просто не рассчитаны на такой поток людей. В итоге запись к профильному врачу превращается в приключение.
Есть рекомендации Минздрава: одна больница на 300 тысяч человек. У нас их нередко превышают в два-три раза. Это недопустимо. Если район растёт, нужно сразу открывать новые поликлиники и больницы, а не любезничать с застройщиками, которые годами не выполняют свои социальные обязательства.
Вместе с людьми болеет экономика и страдает бюджет. Вместо экономии на больницах нужно сосредоточиться на здоровье москвичей, заниматься профилактикой заболеваний — тогда придется тратить меньше средств на лечение.
К 2030 году в Москве появится 15% новых профессий, 55% специальностей в корне изменятся, а 30% профессий исчезнут совсем. Москвичи должны готовиться к этому уже сейчас, со школьной скамьи. Чтобы ещё до окончания вуза найти достойную и перспективную работу.
В городской программе «Столичное образование» 80 показателей, и только 6 из них характеризуют качество. Остальные — доступность и инфраструктуру. За 10 лет в плане инфраструктуры появились успехи. Но содержание программ, управление и финансирование сейчас приводят к отставанию Москвы во многих сферах. В программе города в принципе отсутствует ряд значимых проблем: переполненные школы, высокая нагрузка на учителей, неравномерное развитие образования от района к району.
Даже по официальной статистике дополнительное образование все еще недоступно 10% московских детей. На практике большинство детей занимаются за плату — потому что в бесплатные кружки попасть или невозможно, или эти кружки уже давно не интересны детям.
В колледжах и вузах — нехватка квалифицированных кадров. Всего 10% преподавателей и мастеров — работники профильных организаций; ощущается острый недостаток преподавателей даже общих дисциплин.
В 2023 году Расходы Москвы на образование выросли меньше, чем на 3%. А с учетом инфляции, фактически сократились. В 2024 и 2025 годах эти расходы планируется снизить с 521 млрд рублей до 470 млрд. Это большой удар по знаниям детей и зарплатам педагогов.
Наша задача сделать так, чтобы в Москве не осталось «лучших» или «худших» школ. Все школы должны отвечать лучшим мировым стандартам. Чтобы путь от детского сада до первого рабочего места был индивидуален и нацелен на раскрытие таланта каждого молодого москвича.
Московские застройщики бьют рекорды. Вместо 4,5 миллионов квадратных метров жилья введено в строй 6 миллионов квадратов. По программе реновации планируется построить 9 миллионов квадратных метров жилья. Средняя этажность домов в Москве выросла более чем в два раза. Сегодня 40% новостроек — это дома выше 30 этажей.
О чем говорит такой рост? На первый взгляд, об экономическом процветании. Но на самом деле такие рекорды ухудшают качество жизни москвичей.
Рост строительства обеспечивается за счет раздутого ценового пузыря. В Москве самый большой разрыв между себестоимостью строительства и ценой, по которой продается квартира. В среднем по России маржа застройщиков составляет 8%. В Москве некоторые девелоперы зарабатывают больше 50%.
Квартиры по таким ценам мало кто может себе позволить. Складывается парадокс: люди без квартир и квартиры без людей. Судите сами: в Москве простаивают 10 млн квадратных метров жилья. А застройщики вводят все новые и новые квадратные метры в погоне за прибылью.
С этого пути еще не поздно свернуть. Нужно прямо сейчас принимать решения, рассчитанные на будущее. Думать на 20-30 лет вперед.
Средняя московская семья тратит на услуги ЖКХ 14% своего бюджета. Но качество услуг оставляет желать лучшего. И главная причина — монополизация. Если люди не могут выбрать другого поставщика услуг, зачем с ними церемониться? Будут платить, сколько скажут, и довольствоваться тем, что есть.
Формально ЖКХ в Москве работает по рыночным правилам, но по факту мы имеем дело с монополией. По сути, получилось объединение худших черт советского ЖЭКа и рыночных механизмов. От ЖЭКа взяли безответственность, а от рынка — высокие цены.
Наша цель — превратить ЖКХ из дорогой и неуправляемой монополии в удобный, понятный и качественный сервис с адекватными ценами.
Мы часто слышим, что Москва — самый зеленый мегаполис мира. Формально, это так. Зеленые насаждения занимают рекордные 35,8% от всех городских земель. Однако эти показатели достигаются за счет таких парков, как Лосиный остров, Измайловский парк, Битцевский лес и леса Новой Москвы. Большинство москвичей живут вдали от этих зеленых островков. В рейтинге экологического благополучия Москва занимает 18-е место среди городов России и 35-е место среди мировых столиц. Как минимум четверть москвичей живет в неблагоприятных условиях окружающей среды.
Контроль за качеством воды в реках и озерах Москвы носит формальный характер. Качественно контролируют только воду в местах водозабора. Растет число автомобилей, а с ним и количество вредных выбросов. На горизонте уже видна проблема обращения с аккумуляторами электромобилей, электробусов и самокатов.
На наш взгляд, экология — это прежде всего природосбережение. Чистый воздух и зеленые зоны в каждом районе, а не «оптовые» показатели в гектарах и тоннах, рассчитанные на всю Москву.
Через пять лет каждый район Москвы должен стать комфортным для жизни. У москвичей есть полное право на чистый воздух, деревья во дворе и тишину.
По данным Росстата, на тысячу москвичей приходится почти 300 автомобилей. Фактическая нагрузка на дороги как минимум вдвое больше — если учитывать жителей Подмосковья, которые каждый день приезжают сюда на работу. Всё это даёт такую нагрузку на дорожную сеть, что городу грозит настоящий коллапс. Никакие развязки от него не спасут.
Альтернативой может стать общественный транспорт. Но для этого он должен стать удобным и доступным. А пока с этим большие проблемы. Реорганизация маршрутов, отмена привычных расписаний, свертывание сети маршруток — все это подчинено логике «оптимизации», но не комфорта людей.
Новые станции метро строят не там, где они больше всего нужны москвичам, а там, где это выгодно застройщикам. Зачем станция возле котлована, если в Бирюлево или Капотне уже живут тысячи людей?
И наконец бич последних лет — электросамокаты. Город оказался к ним не готов. Растет количество аварий, а вместе с ним и раздражение москвичей. Проблему нужно решать — и чем быстрее, тем лучше. Однако запретами и штрафами делу не поможешь. Нужно действовать с умом и развивать сеть дорожек для велосипедов и самокатов. Если в начале 2010-х это воспринималось как модная прихоть, то сегодня выделенные дорожки — просто насущная необходимость.
Наша цель — избавить Москву от пробок, а дорогу от дома до любой точки Москвы сделать комфортным путешествием длиной не больше часа. Неважно, на каком виде транспорта — главное, чтобы москвичам было удобно и безопасно.
Москва — относительно безопасный город. В мировом рейтинге безопасности городов Москва находится на 38-м месте, немного уступая Пекину и Стамбулу. Сделать город по-настоящему спокойным мешают неправильно расставленные приоритеты. Основное внимание уделяется запретам и штрафам, затем идет развитие технологий слежки за москвичами, и только потом — обучение безопасному поведению и профилактика преступности.
На каждые 60 москвичей приходится одна камера. Благодаря проекту «Безопасный город» за последние 20 лет число грабежей сократилось в пять раз, угонов машин и квартирных краж — в четыре раза, убийств — в два раза. При этом количество штрафов, выписываемых людям, выросло в 10 раз.
Далеко не все преступления можно предотвратить с помощью камер. Ни одна из 216 тысяч камер не смогла зафиксировать полет дронов к центру Москвы и передать сигнал силам противовоздушной обороны. А мошенники, наркоторговцы и нелегальные мигранты только наращивают свою активность. По итогам 2022 года Москва заняла второе место в России по числу фактов мошенничества, пропустив вперед богатый Ямало-Ненецкий округ. Наркоторговцы рекламируют свой товар в открытую, размещают рекламу на заборах, остановках и даже рейсовых автобусах.
Несмотря на сотни тысяч камер, Москва так и не стала единым пространством безопасности. В «слепой зоне» находятся детские площадки, дворы, и, как выяснилось, воздушное пространство над столицей. Камеры настроены на фиксацию нарушений ПДД и парковки, на взимание штрафов и ловлю призывников, но при этом бессильны перед «закладчиками» наркотиков и террористами, которые запускают дроны в «Москву-Сити». Мы убеждены, что технологический контур безопасности Москвы нуждается в перенастройке и смене задач. Не штрафовать и следить, а предупреждать и помогать.
Подход к безопасности нужно менять. Разбираться с причинами преступлений, а не расхлебывать последствия и «бить по хвостам».
Москва — самый благоустроенный город России. Это неудивительно, ведь на благоустройство столицы ежегодно тратится более 300 миллиардов рублей. Но есть и другие цифры. По данным агентства Russian Field, 16% москвичей считают главной проблемой столицы именно благоустройство. Это четвертое место в рейтинге проблем. Первые три — рост цен, уплотнительная застройка и низкий уровень жизни.
Почему благоустройство стало проблемой? Что не устраивает жителей столицы? Почему мы все время слышим возмущения про плитку и бордюры, хотя в других регионах люди радуются простому ямочному ремонту? Причина в том, что москвичи никак не могут влиять на благоустройство. А оно очень различается от района к району. В центре плитку меняют каждый год, а на окраинах нет даже освещения в парках.
В 2020 году в Москве под предлогом коронавируса отменили общественные слушания. Исчезла последняя возможность повлиять на решения властей и действия застройщиков. Коронавирус прошёл, а ограничения остались.
Главным заказчиком и контролёром благоустройства должны быть мы с вами — жители Москвы. Мы платим налоги, каждый день ходим по улицам, живем во дворах и гуляем в парках. Именно мы должны определять, каким должно быть благоустройство, и сколько на него нужно тратить.
Несмотря на огромные вливания в цифровое развитие столицы, в международном индексе цифровых городов 2022 года Москва не вошла даже в ТОП-30. Мы отстали от лидеров в безопасности хранения и использования данных, темпах развития сетей 5G, телемедицине и внедрении искусственного интеллекта в управление городом.
Характерный пример: муниципальные депутаты до сих пор получают документы в бумажном виде, вручную расписываются под актами приемки капремонта и лишены доступа к «цифровому двойнику Москвы» — единой информационной системе управления городом.
На июнь 2023 года по скорости мобильного интернета Москва занимает 90-е место в мире, уступая многим городам из стран третьего мира. По скорости домашнего интернета — 64-е место. В рейтинге развития 5G Москвы вообще нет, зато есть Пермь и Екатеринбург.
Несмотря на низкие позиции в рейтингах, у Москвы есть все шансы стать евразийским центром развития информационных технологий. Для этого нужно вкладываться в развитие цифровых технологий для повышения комфорта жизни москвичей, а не контроля за ними.
Это невозможно будет сделать, если не совершить кадровый рывок, кратно увеличить число IT-специалистов, работающих в Москве. Кроме кадров есть еще четыре большие проблемы, которые нужно решить: импортозамещение, утечки персональных данных москвичей, вопросы гуманности цифровых сервисов и тотальный контроль за людьми.
Коронавирус дал чиновникам Москвы возможность опробовать в деле цифровые технологии слежки. Приложение «Социальный мониторинг» заставило вспомнить сериал «Черное зеркало» и породило множество обоснованных опасений. Из-за неправильных приоритетов власть теряет человеческое лицо, а цифровая среда превращается в стену, которая отделяет чиновников от людей.
Москва может и должна стать мировым центром развития передовых технологий — но не для контроля за людьми, а для повышения комфорта их жизни в столице.